Для сокращения затрат на взносы работникам, организации и ИП нанимают самозанятых граждан, которые прошли регистрацию в ФНС. При работе с самозанятыми не требуется выплата взносов и НДФЛ. Итак, как без рисков сэкономить на взносах?
Первый способ: увольнение работников и наем их как самозанятых граждан
Для сокращения расходов налоговых выплат и оплаты взносов, организации увольняют своих рабочих. Уволившись сотрудники, регистрируются в налоговой, как самозанятые, и компания вновь с ними сотрудничает, но уже посредством договора о подряде на выполнение услуг\работ. При этом, обоснованием нахождения самозанятых работников в офисе компании является сдача в аренду рабочих мест (кабинетов).
Разумеется, ФНС уже научилась отслеживать подобные попытки сокращения расходов. Налоговая проводит сравнительный анализ доходов и численности сотрудников за последние 3 года, и, если количество работников уменьшилось, но выручка возросла, – начнется более детальная проверка. ФНС станет выяснять каким образом организация смогла увеличить выручку и какая причина увольнения сотрудников. Обнаружив наплыв самозанятых подрядчиков, начнется сравнения личностей работников (ФИО и прочее) – обходной ход с увольнением и наймом станет очевиден. В подобной ситуации ФНС начислят организации все «недоплаченные» НДФЛ и взносы, а также выпишут штраф. Помимо налоговой, обложить штрафными выплатами компанию может и Роструд (уклонение от оформления трудового договора на 100 тысяч рублей - часть 4 статья 5.27 КоАП).
Наряду с этим, при проверках налоговая зачастую сравнивает все основные показатели двух организаций одной сферы деятельности, получающих примерно одинаковый доход. Обнаружив, что расходы на персонал одной из организаций намного меньше другой, ФНС будет искать причину тому. Налоговую может заинтересовать и внезапное изменение показателей в отчетности, а также отклонение от средних данных по виду экономической деятельности (если фирма в сто работников, почти единовременно уволит двадцать).
Существует также риск того, что уволившийся сотрудник, с которым компания не смогла договориться, может подать жалобу в Роструд. Увольнение будет сочтено незаконным, работника необходимо будет восстановить, а также выплатить штраф размеров до 50 тысяч рублей, согласно части 1 статьи 5.27 КоАП.
Как избежать штрафов, но сэкономить, работая с самозанятыми? Во-первых, перевод штатных работников в самозанятые крайне рискованно. Однако организация имеет право нанять самозанятых для выполнения разовых работ.
Производить наем для разовой работы организация вправе даже штатных сотрудников. Главное правило – не пересечение обязанностей по договору подряда и основных должностных обязанностей. Также можно брать в аренду у штатного работника место(квартиру), автомобиль или оборудование – это также является допустимым.
Второй способ: наем самозанятых для выполнения разовых работ
Организациям и ИП на сегодняшний день выгоднее работать с самозанятыми, ведь это исключает выплаты НДФЛ и затраты на взносы работнику. Расходы по найму самозанятых можно учесть при расчете налога на прибыль. Именно поэтому все больше предприятий отдают предпочтение заключению договоров с людьми, зарегистрировавшимися в качестве самозанятых.
Относительно экономии на взносах – данный способ безопасен и рисков нет, но самозанятые подрядчики должны соблюдать условия спецрежима, и организациям, которые сотрудничают с ними, следует это отслеживать.
Если окажется, что человек не имеет право работать по новому спецрежиму, организация обязана удержать из дохода работника НДФЛ и выплатить взносы. В ином случае, ФНС, обнаружив этот нюанс при проверке потребуют выплатить не только налог и взносы, но также пеню и штраф.
Как это обойти? Для выплаты налога на профессиональный доход, физическому лицу, необходимо пройти регистрацию в ФНС и встать на учет в налоговой в качестве самозанятого гражданина. Проверить статус самозанятого можно, попросив у подрядчика справку о постановке на учет, которую можно скачать в мобильном приложении «Мой налог». Также, проверить статус самозанятого можно на сайте ФНС , указав ИНН и дату.
Удостоверившись в подлинности статуса самозанятого, можно оформлять договор подряда, прописывая в договоре, что работаете с плательщиком налога на профессиональный доход (чтобы избежать споров с инспекторами).
Рекомендуется (для безопасности и минимизации рисков) производить проверку статуса самозанятого перед каждой выплатой, ведь человек может в любой момент отказаться от спецрежима. Помимо этого, ФНС имеет право снимать с регистрационного учета самозанятого гражданина, при обнаружении, что человек утратил на него право.
Сохранение скриншотов о проверке статуса самозанятого поможет в споре с налоговой, а также исключит штрафы. Ведь компания не может отслеживать выполнение самозанятым подрядчиком условий спецрежима.
Компании, также, следует запрашивать у самозанятого оригинал чека на сумму осуществленных перечислений. В случае, если подрядчик самозанятый его не предоставит, организации необходимо начислить страховые взносы на выплату, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Самозанятый вправе выслать чек до девятого числа следующего после расчета месяца, однако штрафы за то, что чек был не отправлен, пока не предусмотрены, поэтому это условия следует указывать в договоре подряда.
Третий способ: замена работников штата новыми самозанятыми
Отдельные организации нашли способ экономии на взносах – нанимая для работы, которую раньше выполняли штатные работники, самозанятых граждан. Посредством заключения гражданско-правового договора с самозанятым гражданином (к примеру, договор на предоставление услуг по ведению бухгалтерского учета вместо найма бухгалтера).
Основной риск этого способа - такой договор с самозанятым могут переквалифицировать в трудовой, и, следовательно, все выплаты по НДФЛ и взносам будут начислены. Помимо этого, к выплатам прибавится штраф на 20% от недоимки, и возможный штраф от Минтруда за уклонение от оформления трудового договора в размере 100 тысяч рублей, согласно части 4 статьи 5.27 КоАП.
Как избежать рисков в этом случае? Оставьте попытки заменить самозанятыми штатный персонал. Переквалификация гражданско-правовых договоров в трудовые уже используемая процедура. Осуществляйте работу с самозанятыми, как с подрядчиками, заключая договор на определенный вид и объем работы, который должен быть выполнен